Четверг, 25.04.2024, 14:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя физики

Статистика

Коротко о физике

Механические колебания. Звуковые явления. Резонанс
 
   Звуковой шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. Врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы. Шумовое загрязнение, по данным австрийских учёных, укорачивает жизнь жителей больших городов на 10-12 лет. Ведь в городах промышленность и транспорт, бытовые приборы, радио и телевидение порождают сильную «шумовую атаку» на человека. 
   В Древнем Китае, например, была придумана жестокая расправа с людьми, непочтительно относящимися к религии: «Кто поносит всевышнего, не должен быть повешен, но флейтисты, барабанщики и крикуны должны непрерывно играть перед ним днем и ночью, пока он не упадет замертво». 
  Вредное действие шума при одинаковой громкости и длительности зависит не только от частоты звука (в быту высокие звуки опаснее низких), но и от расстояния до его источника, причём «чистый» звук намного опаснее шума такой же громкости. Однако отметим, что шум может приносить и пользу – низкочастотные звуковые волны способны рассеивать и осаждать пыль. Это свойство используется, в частности, для очистки воздуха в заводских цехах. 
  Опасен не только шум, но и музыка, если она «потребляется» в недоступных количествах. Слабоуправляемые звуковые потоки окружающие человека, по своей негативной силе превышают роль курения, неблагополучной наследственности и нездоровых природно-климатических условий. Их воздействие сопоставимо лишь с разрушительным влиянием алкоголизма, а число жертв – с последствиями всех катастроф, от автомобильных до профессиональных. Повышенный уровень звучания – это повышенная утомляемость, атрофия воли у молодых, разрушение этической стабильности, разгул немотивированной жестокости. Как воспринимают это серьёзное неблагополучие сами музыканты? Вот что пишет ведущий российский звукорежиссёр П.В. Лобанов, много лет проработавший на фирме «Мелодия», преподаватель Российской музыкальной академии им. Гнесиных: «Примечательно, что контроль за уровнем шумов проводится сейчас повсюду – на производстве, в жилых помещениях, на транспорте. Инженеры и техники борются против каждого лишнего децибела при конструировании моторов, станков и других механизмов. И только сфера искусства, культурные мероприятия в этом плане остаются бесконтрольными. Здесь вопрос о максимальных уровнях звука решают часто совершенно некомпетентные люди, не представляющие себе возможные последствия своих безграмотных действий». По мнению В.Маяковского, «если на технику не надеть эстетического намордника, она перекусает всё человечество». Тем не менее мировой дизайн строится как бы для глухих: в нём совершенно отсутствует аудиоизмерение! А ведь исследования звуковой среды дают неутешительные результаты. Ещё в 70-е гг. прошлого века в институте им. М.Планка (Германия) проводилось изучение психологического и психофизического воздействия масс-культуры. Выяснено, что сила звука, превышающая 65 дБ, вредна для человека. А на концертах поп-музыки сила звука достигает 120 дБ (кстати, реактивный самолёт на старте создаёт 90 дБ), что ведёт к повреждению и даже разрушению тонких структур мозга, особенно если ритм не соответствует ритму биологических токов. В исследованиях также отмечается появление бессонницы, раздражительности, ведь сердце и сосуды в момент музыкального стресса работают, как в состоянии тревоги и обороны. Сердце называют солнцем нашего организма. Именно его здоровье определяет жизнедеятельность организма в целом. Как известно из психофизики, колебания низкой частоты рождают чувства угнетения, страха, отчаяния. Мы же своими руками моделируем в музыке подобные разрушительные низкочастотные воздействия. Профессор М.А.Сапожков в своей книге «Электроакустика» отмечает, что за последние годы у молодёжи резко ухудшился порог слышимости. Причина этого – увлечение музыкой, отличающейся очень высоким уровнем громкости. Отмечено, что в больших аудиториях московских вузов, где ещё 15 лет назад лекции и общественные мероприятия проводились без звукоусиления, теперь необходим микрофон, иначе даже хороший лектор не в силах овладеть вниманием аудитории. Таково воздействие одного из сильнейших ядов – музыкального наркотика.
  Любой наркотик, вызывая сильное напряжение, влияет на спинномозговую жидкость и нарушает почечную «гармонию». Под наркотической музыкой понимается поп-музыка, с её изобилием ударных, многие века являвшихся принадлежностью ритуальных и военных оркестров. Согласно последним исследованиям, ритмы, широко проникшие в нашу эстраду, - это ритмы ритуальных плясок африканских людоедов. Но то, что было безопасно для людоеда, опасно для современного человека! Установлено, что низкие частоты безвозвратно уничтожают хранилища памяти, а высокие – разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Сегодня неопровержимо доказано, что подобная наркотическая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель. Японские учёные установили, что увлечение беременными женщинами эстрадной музыкой ведёт к рождению дебильных детей. Трёхчасовая дискотека по своему отрицательному наркотическому воздействию эквивалентна одной бутылке водки и требует двух недель для восстановления расстроенной психики и умственного потенциала.
 «Кто обладает созданием молодежи, тот обладает будущим», - заявил Гитлер. По данным немецкого исследования Ван Хелзинга в течение многих десятилетий поставщиками аудиопродукции осуществляется воздействие на слушателей с помощью «максировки обратного звучания» и высокочастотных составляющих звука. Так, во время записи рок-группы вместе с музыкой записываются специальные сообщения на ультравысокой частоте (сублимальное сообщение). Например, группа «КIZZ»: в песне «Бог грома» - сообщение «Дьявол – сам бог»; Мадонна: в песне «Наподобие девы» - сообщение «Я трасформируюсь в грехе»; Принс: в песне «Пурпурный дождь» - сообщение «Небеса нужно было взорвать ещё раньше». То же – с хэви-металл, рэйв – и техномузыкой. Концерн «Зодиак продакшнс», крупнейший в США поставщик аудиопродукции, совместно с предприятием «Маранта» использует музыку с позитивным текстом, но наполняет её деструктивными сообщениями. Первым проектом такого рода была рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера. Такое звуковое кодирование широко используется в шоу-бизнесе для уничтожения нежелательных конкурентов. На основании медицинских показаний составляется код мелодий и ритмов, так или иначе влияющих на зрение или сердце, печень или центральную нервную систему, вызывающих сокращение мышц, спазмы сосудов или негативные проявления. Но музыка – это и один из самых древних и самых действующих способов врачевания, не только тела, но и души.
  У нас в стране под руководством академика В.М.Бехтерева велись исследования в области музыкотератии. Санк-Петербургская медицинская академия и сейчас ведёт большую работу в этом направлении. Для лечения используется классическая музыка Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Сергея Васильевича Рахманинова. Курс из 10 – 15 сеансов дает стойкую стабилизацию давления, повышение работоспособности, помощь в диетотерапии. Поскольку гипертония – это обычно следствие дисбаланса тонких центров организма, именно музыка способствует установлению их равновесия и оказывает положительное терапевтическое действие. В Индии с древнейших времен лечили пением птиц. Следовательно, высокохудожественные произведения искусства воздействуют на нашу как физическую, так и духовную сферу.
 
Колебательный контур
 
  Дефибриллятор - устройство, которое обеспечивает электрический разряд, прекращающий фибрилляцию сердца (асинхронное (хаотичное) сокращение клеток сердца). Простейший дефибриллятор представляет собой колебательный контур, состоящий из конденсатора емкостью около 20 мкФ и катушки индуктивностью 0,4 Гн. Зарядив конденсатор до напряжения 1 - 6 кВ и разрядив его через катушку и пациента, сопротивление которого составляет около 50 Ом, можно получить импульс тока, необходимый для возвращения пациента к жизни.
По материалам  газеты "1 сентября"
 
Физика в датах
 
  Первые успехи механики восходят к глубокой древности и связаны с именами мыслителей и философов, живших еще до новой эры. В древности были изобретены первые автоматы, к средним векам относятся изобретение робота, первые, пока еще робкие исследования в области электричества и магнетизма.
  III в. до н. э. Архимед - открытие закона рычага, основ механики (статика).
  I в. Герон Александрийский - изобретение пневматических, гидравлических и механических автоматов.
  XIII в. А. фон Больштадт - построение «железного человека» - робота для открывания и закрывания дверей.
  1600 г. У. Гильберт (1540—1603) - первое обстоятельное сочинение об электрических и магнитных явлениях «О магните, магнитных телах и о большом магните Земли».
  1687 г. И. Ньютон (1643-1727) - открытие фундаментальных законов механики (динамика).
  Вторая половина XVIII в. - начало интенсивного развития физики: открыты законы сохранения массы и энергии, обнаружены электромеханические взаимодействия, созданы первые источники электрической энергии. 
  1755 г. М.В. Ломоносов (1711-1765) - конкурсная тема Академии наук «Сыскать подлинную электрической силы причину и составить точную ее теорию».
  1785 г. Ш.О. Кулон (1736-1806) - открытие механического взаимодействия электрических зарядов и магнитных масс полюсов магнитов - количественные соотношения.
  1799 г. А. Вольта (1745-1827) - изобретение источника постоянного тока - вольтов столб из медных и цинковых кружков, разделенных сукном, смоченным соленой водой.
  1804 г. Ж.М. Жаккар (1752-1834) - изобретение программного управления от перфоленты ткацким станком.
  Первая половина XIX в. - подлинный интеллектуальный взрыв в физике: за время, меньшее жизни одного поколения, открыты почти все фундаментальные законы электротехники, создана научная база для стремительного раз­вития практической электротехники и, в частности, электрического привода.
  1819 г. Х.К. Эрстед (1777-1851) - открытие механического воздействия электрического тока на магнитную стрелку.
  1820 г. A.M. Ампер (1775-1836) - открытие электрической природы магнетизма - соленоид с током аналогичен магниту; специальных «магнитных масс» нет.
  1826 г. С. Ом (1787-1854) - открытие закона для электрической цепи - фундаментальная связь между напряжением, током и сопротивлением.
  1830 г. Ж.В. Понселе (1788-1867) - формулировка принципа регулирования по нагрузке.
  1831 г. М. Фарадей (1791-1867) - открытие явления электромагнитной индукции - в замкнутом контуре, движущемся относительно магнита или другого контура, возникает электрический ток.
  1833 г. Э.Х. Ленц (1804-1865) - доказательство общности и обратимости явлений, открытых Эрстедом и Фараде-ем, правило для определения направления индуцированных токов.
  1834 г. Ч. Бэббидж (1792-1871) - идея создания универсальной вычислительной машины.
  1838 г. Б.С. Якоби (1801-1874) - использование двигателя постоянного тока для приведения в движение катера вверх по Неве.
  1841 г. Д.П. Джоуль (1818-1889) - открытие теплового эффекта электрического тока (закон Джоуля - Ленца).
  1847 г. Р. Кирхгоф (1824—1887) - открытие общих законов электрических цепей.
  Вторая половина XIX в. - пора важнейших изобретений в области электротехники, время научных обобщений.
  1876 г. П.Н. Яблочков (1847-1894) - изобретение трансформатора, формулировка идеи передачи электроэнергии по сетям.
  1878 г. П.Н. Яблочков - изобретение синхронной машины.
  1880 г. Д.А. Лачинов (1842-1902) - статья «Электромеханическая работа» в русском журнале «Электричество» - первая работа по теории электрического привода.
  1883 г. Т.А. Эдисон (1847-1931) - открытие явления прохождения электрического тока через вакуум, изобретение простейшей электронной лампы.
  1886 г. Феррарис (1847-1897) - изобретение вращающегося магнитного поля, предложена идея машины переменного тока.
  1889 г. М.О. Доливо-Добровольский (1862—1919) - изобретение трехфазного тока, трехфазного асинхронного двигателя.
  1944 г. Айкен - создание электромеханической вычислительной машины «Марк-1» с автоматическим управлением операциями.       
  1948 г. Дж. Бардин и В. Браттейн (Бэлловская лаборатория США) - создание транзистора.
  1951 г. Массовое производство вычислительных машин (ЭВМ первого поколения), выполненных на электронных лампах.
  1955 г. Дж. Молл, М. Таненбаум, Дж. Голдей, Н. Голоньяк - создание тиристора.
  1960 г. Массовое производство ЭВМ второго поколения, выполненных на транзисторах.
  1964 г. Производство ЭВМ третьего поколения на интегральных схемах. 
  1970 г. Производство ЭВМ четвертого поколения на БИС.
  1971 г. Разработка первого 4-разрядного однокристального микропроцессора INTEL 4004.
  1986 г. Открытие высокотемпературной сверхпроводимости. Возникли новые проблемы - энерго- и ресурсосбережение, электромаг-нитная совместимость. На горизонте уже обозначались новые принципиальные научные достижения - высокотемпературная сверх-проводимость, пленочная электромеханика и ее следствие - емкостные двигатели - мышцы с небывалой энергоемкостью...
 По материалам научно-практического журнала
«Электрооборудование: эксплуатация и ремонт»
 
Атмосферное электричество
 
  В среднем на планете одновременно происходят около 1800 гроз. Каждую секунду бьют примерно 100 молний. Это поражающее воображение явление природы заставляло человека искать и придумывать самые разные приспособления для защиту от ударов молнии. Так древние египтяне вокруг храма Эдфу установили сорокаметровые заостренные сверху столбы, обитые металлическими листами. К золотой крыше храма Соломона в Иерусалиме непосредственно примыкали медные водосточные трубы, соединенные с подземными резервуарами. Благодаря такому устройству этот храм просуществовал более 10 веков без единого поражения молнией, хотя и находился на возвышенности. Древние наши предки в качестве защиты от молний довольно часто использовали металлические шесты, соединенные с землей.
  Ужас и поклонение грозе в древности использовалось жрецами для получения "небесного огня" во время жертвоприношения. С этой целью в египетских храмах строили высокие деревянные мачты, обитые медными листами. Специальное устройство собирало электрический заряд, достаточный для того, чтобы убить искрой человека или животное.
 
назад <<      >>далее
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz